Системы связи

 
История и миссия компании
Лицензии и Сертификаты
Отзывы заказчиков
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Вакансии

Адрес: 127055, Москва,
ул.Сущевская, д.9, стр.4

Тел: (495) 744-1070
Факс: (499) 972-4200

Email:
 info@rkk.ru


Схема проезда в офис
ООО 'Фирма РКК'
и Радиомузей РКК


 

Rambler's Top100

Яндекс




Связь идет по трубам

Интервью Фаворского Л.С.,
главного инженера проекта ООО “Фирма РКК”,
Павлу Махову, корреспонденту журнала
«Нефтегазовая вертикаль» (№ 12-2007)

В одном из прошлых номеров «Сервиснефтегаза» мы говорили о том, что телекоммуникационный рынок в России пока только формируется. В частности, отмечалось, что сегодня на нем наблюдается явный дефицит кадров (проблема, характерная для многих отраслей российской экономики), а также компаний, способных выполнять проекты «под ключ». В отношении состояния (моральной и физической изношенности оборудования и технологий) линий связи в нефтегазовой промышленности эксперты также высказывали свое недовольство. Так, один из собеседников редакции оценил изношенность парка связного оборудования в 50%, что в сущности означает необходимость замены, или как минимум модернизации, половины всех сетей в отрасли.

К чему мы вспоминаем это сейчас, когда речь идет о связи в трубопроводном сегменте, а не о рынке в целом? Прежде всего потому, что на всех эксплуатирующихся нефтегазопроводах у нас в стране используются абсолютно те же системы связи (что и во всей отрасли) и внедряет их все тот же пул системных интеграторов. Возможно, имея общее представление о рынке в целом, не совсем правильно рассматривать один из его сегментов, пытаясь найти в нем что-то новое, отличное. Или есть у связного сегмента в области трубопроводов своя специфика, в корне отличающая его от других направлений? К обсуждению данного вопроса мы пригласили группу экспертов.

Павел Махов
Обозреватель

Сегодня трудно не согласиться с тем, что строительство магистральных трубопроводов (МТ), как одно из стратегических направлений, должно находиться под контролем государства. Это факт. Но означает ли оно, что контроль за выстраиванием систем связи на МТ также должен осуществляться со стороны государственных компаний-операторов, оставляя «частникам» заказы на выполнение подрядов на поставку связного оборудования и подключение тех или иных услуг? Спорить здесь можно сколько угодно, но реальная ситуация такова, что большую часть рынка телекоммуникационных услуг в области МТ удерживают как раз независимые системные интеграторы. По одним оценкам, сегодняшняя расстановка сил в сегменте составляет приблизительно 80 на 20% в их пользу, по другим – 90 на 10%. При этом в обоих случаях, уверяют эксперты, доля системных интеграторов в конечном итоге может увеличиться до 100% и рынок таким образом будет поделен между 10-15 компаниями. Конечно, сегодня в это верится с трудом, но ведь еще каких-то 5-6 лет назад, т.е. до начала активизации строительства новых объектов, вызванного положительной мировой конъюнктурой на энергоносители, соотношение было примерно 50 на 50%.

Спрашивается, чем вызвано столь каскадное усиление рынка связных подрядчиков в последние годы? «Прежде всего интересом НГК и операторов трубопроводов к компаниям, готовым выполнять связные проекты «под ключ», – считает Илья Голенко, первый заместитель генерального директора ООО «Адвантек – Системы Связи», – в целом, должен сказать, среди отраслевых системных интеграторов усилилась тенденция на развитие более широкого спектра телекоммуникационных услуг».

Между тем, по мнению эксперта, помимо естественного желания компаний получать полный комплекс услуг связи «из одних рук» этому существует еще как минимум несколько объяснений.

Во-первых, операторы магистральных трубопроводов, как правило, имеют собственные подразделения, которые обеспечивают связь вдоль всей сети (например, «Транснефтепродукт» с его подразделением «Телекомнефтепродукт»). Но собственные подразделения нередко сами выступают в роли заказчиков строительства и отладки систем связи на трубопроводе, и таким образом выполняют аудиторские функции во время строительства, и занимаются их обслуживанием после сдачи проекта в эксплуатацию.

«Таким образом, – полагает Лев Фаворский, главный инженер проекта ООО «Фирма РКК», – держать в своем составе подразделения, которые бы обеспечивали весь спектр телекоммуникационных услуг, становится накладно. К тому же компаниям не имеет смысла держать на обслуживании системы связи специалистов такой квалификации. Это как непрофильный актив, от которого следует избавляться».

Во-вторых, даже «Транснефть» и «Газпром» с собственными связными структурами («Связьтранснефтью» и «Газкомом» соответственно), которые, казалось, могли бы обходиться и без внешних подрядчиков, все равно вынуждены прибегать к их услугам. Дело в том, что «свои» подразделения все равно не занимаются поставками оборудования, а зачастую и сами обращаются к операторам по тем или иным вопросам (в частности, спутниковую связь тому же «Телекомнефтепродукту» оказывает специализированная компания-интегратор).

Однако у данного вопроса есть и обратная сторона. В частности, целесообразность передачи телекоммуникационного обеспечения МТ на аутсорсинг по-прежнему остается спорным вопросом. Вопреки убеждению одних экспертов о том, что это необходимо в первую очередь самим НГК и операторам, другие специалисты разделяют обратную точку зрения.

«В Голландии и Израиле именно так и происходит, но для России категорически недопустимо передавать телекоммуникационное обеспечение на комплексное обслуживание, – комментирует И. Голенко, – а вот передача функций мониторинга и ремонта сетей, т.е. тех элементов, отсутствие которых на предприятии не подорвет целостность управления, можно и нужно передавать на аутсортинг узкоспециализированным компаниям. В то же время постоянное присутствие на объекте собственных специалистов, знающих все детали и осуществляющих ежедневный контроль, необходим. До тех пор, пока не внедрены системы комплексного, автоматизированного мониторинга охватывающего различные типы оборудования – необходимо обеспечить бесперебойность работы силами собственных специалистов».
Поэтому, возвращаясь к вопросу о потенциальном разделении рынка между «своими» и внешними связными подрядчиками, можно предположить, что соотношения 0 к 100% едва ли следует когда-нибудь ждать. Впрочем, это ни в коем случае не исключает возможности того, что доля независимых системных интеграторов будет расти и дальше.

Кому можно верить?

Дифференцированной оценки удостоился также вопрос о прозрачности рынка телекоммуникаций в области магистральных трубопроводов.

К примеру И.Голенко, считающий, что данный рынок абсолютно прозрачен, уверен, что оценить степень надежности связиста-подрядчика сегодня можно по ряду показателей: деловой репутации, отзывам клиентов, материально-технической базе, квалификации персонала (и его количеству), экономической устойчивости, самостоятельности и т.д. «Думаю, что НГК уже давно сформировали свое представление о каждом игроке этого рынка. Фирмы-однодневки здесь не котируются, поскольку крупные компании доверяют только проверенным годами партнерам», – подводит итог эксперт. Таким образом, зарекомендовавшие себя операторы связи вполне могут рассчитывать на доверие своих заказчиков. Но это не самое интересное. Могут ли рассчитывать на взаимность сами заказчики – вот в чем вопрос?

«С этой точки зрения, – говорит Л.Фаворский, – рынок совершенно непрозрачен. В ряде нефтегазовых компаний, большинство тендеров по связным проектам (в том числе и трубопроводным) уже заранее расписаны. Технические требования проектов специально «подогнаны» под оборудование определенных производителей, с которыми сотрудничают опять-таки компании, приближенные к Заказчику. Соответственно, все остальные предприятия, участвующие в тендере, остаются ни с чем. Ярким примером в этом отношении является тендер по трубопроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий Океан»), когда миллиардный проект был уже заранее расписан по своим компаниям.

К сожалению, о том, что связного подрядчика зачастую выбирают не «по уму», а «по одежке» приходилось слышать и от других участников рынка. Выходит, функционеры и чиновники есть не только в госаппарате, но и в таком узкоспециализированном сегменте как магистральные трубопроводы.

Как бы парадоксально это ни звучало, решить проблему, по мнению И. Голенко, может возникновение какой-нибудь серьезной проблемы. «Тут уже всё просто, – считает эксперт, – либо компания может решить проблему, либо нет. В идеале было бы наделить руководителей на местах (т.е. среднее звено) большей хозяйственной самостоятельностью. Они лучше знают специфику рынка, соответственно знают куда и к кому обращаться за помощью в определенной ситуации».

«Битва форматов»

Как уже отмечалось выше, сегодня на магистральных трубопроводах применяются те же системы связи, что и по всей отрасли – спутниковая связь, радиорелейная, ВОЛС, системы подвижной связи, ШБД и др.
Примечательно однако, что в качестве одной из тенденций в этом сегменте некоторые эксперты выделили постепенное вытеснение систем спутниковой связи. Уже сейчас, по их мнению, на «спутник» приходится не более 8-9% (в лучшем случае 10%).

На наш вопрос о причинах этого вытеснения, Л.Фаворский пояснил: «Спутниковая связь – это прежде всего слишком большой затратный механизм (высокая стоимость трафика). Во-вторых, она ограничена в возможностях: по спутниковому каналу пропустить большой поток информации весьма проблематично. И это при том, что сейчас идет тенденция, направленная на повышение производительности и пропускной способности каналов связи. А это в основном радиолинии или ВОЛС, или некий комбинированный вариант».

Оспаривая эту точку зрения, Олег Макаров, директор по продажам и развитию ЗАО «Айпинэт», напротив, отмечает, что в отличие от наземных каналов связи и радиоканалов, которые до сих пор не развиты по всей территории России, для спутниковой связи «белых пятен» на карте не существует. «Поэтому спутник часто применяется там, где ничто больше не может обеспечить связь. Более того, наземные сети могут быть повреждены физически. Проведение планово-профилактических работ по замене оборудования, сбои и аварии в сетях электропитания, в конце концов, просто отказ сетевого оборудования – вносят лепту в уязвимость наземных систем связи. Спутниковая связь избавлена от этих опасностей. С помощью спутниковых каналов можно достаточно быстро сформировать сетевую инфраструктуру, имеющую самые высокие среди всех показатели надёжности. К тому же в последнее время спутниковая связь заметно подешевела и стала доступна даже частным лицам» – резюмирует О.Макаров.

Опять же спорить в данном вопросе можно очень долго, и каждый будет по-своему прав. Отметим другое: все опрошенные нами специалисты сошлись в одном: выбор наиболее эффективной системы связи на магистральных трубопроводах все равно зависит от условий его эксплуатации. Как правило, компания-оператор старается максимально оптимизировать затраты на телекоммуникации, и следовательно (если это допустимо) предпочтение отдается более дешевым решениям, которым в подавляющем количестве случаев является проводная или радиосвязь, а возможно и то и другое сразу. Впрочем, бывают и исключения. Например, тот же «Газпром» чаще использует собственную спутниковую сеть «Ямал». Поэтому однозначно говорить о «вытеснении» спутниковой связи на МТ, как об одной из тенденций, на наш взгляд пока преждевременно.
Сомнения между тем не вызывает другое. По замечанию отраслевых связистов, все большее развитие получают сегодня цифровые широкополосные стандарты связи, пришедшие на смену аналоговым. Основная причина – количество передаваемой информации, требующее увеличения потоков и скорости передачи данных. Также развиваются системы подвижной связи вдоль трубопроводов, ВОЛС, набирает обороты радиостандарт TETRA. Впрочем, все это характерно не только для МТ, но и для отрасли в целом. То же можно сказать и о перспективах.

Стандарт WiMAX, аудио- и видеоконференцсвязь, решения на стыке использования спутниковых каналов и систем уплотнения, «радиорелейка» и т.д. – все это востребовано не только на трубопроводах. В общем же, если говорить о перспективах связных технологий (не только на МТ, но и в общем), то, как признают специалисты, они будут носить скорее эволюционный, нежели революционный характер, поскольку развитие технологий связи сегодня протекает достаточно линейно, без каких-либо громких или неожиданных прорывов.

Телекоммуникационная хронофобия

Еще одной темой в разговоре со специалистами стал вопрос о состоянии линий связи на магистральных трубопроводах. Так, Олег Макаров, считает, что в связи с быстрыми изменениями в сфере оборудования и технологий можно лишь относительно говорить о моральной и физической изношенности парка оборудования связи на МТ. «Если оператор трубопровода строит систему, которая стоит миллионы, – продолжает эксперт, – то в ней уже заложен резерв прочности на долгое время. Для систем спутниковой связи, к примеру, гарантия службы – пять лет. По истечение этого срока оборудование полагается менять. Если этого не сделать, то его все равно можно эксплуатировать ещё довольно долгое время, хотя, конечно, это сопряжено с определенной долей риска. Где-то действительно необходимо срочно менять оборудование, а где-то такая смена должна происходить планово».

В самом деле, основной фактор, влияющий на состояние качества линий связи на трубопроводе – это длительность его эксплуатации. Любое оборудование имеет свой ресурс, а техническая мысль, как известно, не стоит на месте. Можно даже провести аналогии с развитием рынка сотовых телефонов или персональных компьютеров – при современных темпах развития каждые 3-5 лет существующие технологии обновляются, спустя еще столько же появляются совершенно новые решения.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть и тот факт, что основные трубопроводные магистрали строились еще во времена СССР. Следовательно, вместе с ними по существуют и линии связи, установленные тогда же, т.е. несколько десятилетий назад. Следовательно, тотальная модернизация всех трубопроводов по стране носила бы статус общенационального проекта. «Согласитесь, каждые 3-5 лет все рушить и перестраивать заново невозможно, – соглашается И. Голенко, – Сегодня для этого как раз существует термин «разумная достаточность». В моем понимании, это необходимость выбора таких технических решений и типов оборудования, которое позволяло бы обеспечить решение существующих задач, поддерживало бы совместимость с ранее построенными участками сетей, использовало накопленный ранее опыт по эксплуатации и опиралось на проверенную временем надежность». Иначе говоря, сегодня линиям связи на магистральных трубопроводах (как, собственно, и всей отрасли) необходима точечная модернизация. Пока это проблема старых МТ, но в скором времени это будет касаться и новых трубопроводных магистралей, количество которых в последние годы заметно возросло.

Итак, в общем и целом ситуация с телекоммуникациями на магистральных трубопроводах весьма схожа с отраслевой. Те же тенденции, перспективы, технологии и участники. Нельзя даже выделить какую-то специфику работ по обеспечению МТ связью. Это показательно. Наряду с тенденциями и перспективами трубопроводный сегмент унаследовал и все те проблемы, которые характерны сегодня для «нефтянки», решение которых является предметом для отдельного и более детального обсуждения.

Что общего у телекоммуникаций с автопромом?

Основной, и пожалуй единственный вывод, который можно сделать в отношении развития рынка отечественного связного оборудования будет опять же не самым утешительным. Технологическую гонку со странами Запада (США, Канада, Западная Европа) Россия безнадежно проигрывает практически по всем возможным показателям. Сегодня оборудование зарубежных производителей существенно превосходит российские аналоги. При этом необходимо отметить, что российских аналогов зачастую не существует вовсе. В худшем случае они разрабатываются, а в лучшем – если и имеются, то стоят не дешевле.

Традиционно аналоги производят в Китае, но цены на них соответствуют качеству. При этом, как отметил один из наших собеседников, «находятся «умельцы», которые добиваются выделения из бюджета денег на закупку западного оборудования, а вместо этого поставляют контрафакт из Китая. Происходит это потому что такие «поставщики», как правило, не заключают с заказчиком долгосрочных контрактов. Максимум на год. И бороться с этим явлением практически невозможно. В то же время магистральный трубопровод – это не та область, где можно ставить эксперименты по надежности оборудования, т.к. слишком высок фактор риска за потенциально неблагоприятные последствия».

В целом многие из наших собеседников в разговоре о перспективах рынка российского связного оборудования высказывали одну и ту же мысль: «данный сектор должен продолжать идти по стопам отечественного Автопрома, т.е. производить западные модели на российских заводах».

По мнению еще одного специалиста, причины неразвитости рынка именно отечественного связного оборудования следует искать в нежелании инвесторов и правительства вкладываться в долгосрочные проекты: «Связные технологии не развиваются скачком в частности, на развитие радиооборудования может понадобиться около 8 лет. Но сейчас всех в основном интересует скорейшее получение прибыли, а не долгосрочные проекты».

Подведем краткий итог. Несмотря на лидерство в отдельных сегментах, российский рынок связного оборудования сейчас на 90% импортный (даже не взирая на пометку «сделано в России»). Впрочем, было бы ошибкой считать, что российский производитель бездействует. Напротив, целый спектр телекоммуникационного оборудования, постоянно используемый на магистральных трубопроводах, изготавливается в России (кабели, кроссы, муфты, в меньшей степени радиорелейное оборудование). Ведутся активные разработки отечественной системы ГЛОНАСС, аналога европейской GPS и т.д. Но, согласитесь, даже это не может заполнить многочисленные пробелы в ассортиментном ряду отечественного связного оборудования. Правда, если посмотреть на ситуацию под другим углом (занятость персонала на сборке иностранного оборудования), то возможно не все так плохо, ведь российская экономика от этого также выигрывает.

Версия для печати  |  На уровень вверх

О компании | Новости | Каталог продукции | Услуги | Партнеры и поставщики | Контакты | Карта сайта